о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
История ОКБ о компанииисторияА.С.Яковлев

А.С.Яковлев

А.С.Яковлев
Летательные аппараты
Серийное производство
Коллектив ОКБ
Музей ОКБ
Рекорды и перелеты
Яки в музеях мира


Жизнь и деятельность

Биография
Жизнь и Деятельность
СМИ к 110-летию А.С.Яковлева

1924 – 1939 гг.

В 1924 г. Александр Яковлев, 18-летний моторист летного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н. Е. Жуковского, построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10. День первого полёта АВФ-10 — 15 сентября 1924 г. А 12 мая 1927 г. поднялся в воздух первый самолёт АИР-1 конструкции А. С.  Яковлева. Этот день считается датой рождения ОКБ. В июле 1927 г. на АИР-1 был установлены первые советские мировые рекорды - дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полёта. За эти достижения А. С. Яковлев был зачислен слушателем АВФ, которую закончил в 1931 г. Во время учебы в Академии А. С. Яковлев не переставал заниматься постройкой самолётов. За 1927—1931 гг. под его руководством было создано 8 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых ( АИР-6) строился большой серией. После окончания Академии А. С. Яковлев работал инженером на заводе и продолжал заниматься созданием самолётов. Заслуживает большого внимания двухместный моноплан АИР-7 (1932 г.), обладавший скоростью полёта 332 км/ч. Характерно, что самый быстроходный одноместный истребитель того времени И-5 (биплан) с тем же мотором имел скорость 286 км/ч.

 Школьный авиационный кружок   Слушатель академии  Жуковского   Конструктор авиэтки  

Группа энтузиастов из 35 человек, работавшая под руководством А. С. Яковлева, добилась признания и 15 января 1934 г. была переведена из Осовиахима в государственую авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом № 115. Коллектив получил свою базу в кроватной мастерской на Ленинградском проспекте. Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 г. был показан на Парижском авиационном салоне. В 1935 г. на базе АИР-9 был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 гг. В 1935 г. А. С. Яковлев стал главным конструктором. В 1936 г. был создан самолёт УТ-1 для отработки лётного мастерства и тренировки лётчиков, который также на ходился в серии. В 1937—1938 гг. На УТ-2 и УТ-1 было установлено одиннадцать мировых рекордов. В 1936 г. ОКБ построило ещё 2 самолёта: трёхместный АИР-11 и первый в стране спортивный самолёт с убирающимся шасси АИР-12 . На АИР-12 был установлен мировой рекорд дальности полета в 1444 км.

 На собственной производственной базе   В гостях у будущих противников 

В 1939 г. ОКБ построило свою первую боевую машину — двухмоторный бомбардировщик ББ-22(Як-2 и Як-4), который имел максимальную скорость полёта 567 км/ч. Это превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно.

В 1939 г. Александр Сергеевич был награждён орденом Ленина. В эти годы А. С. Яковлев окончательно вошел в число лучших авиаконструкторов своего времени. Ему доверяли в правительстве, оказывали большую поддержку. Несколько раз в составе различных делегаций он выезжал в ведущие авиационные страны: с 1933 до 1940 г. А. С. Яковлев побывал в Италии, Франции, Англии, Германии.

 

 Первая награда   Тушинский аэродром  1935 год   На летных испытаниях  

1940—1945 гг.

С января 1940 г. по июль 1946г., включая самые тяжелые для страны военные годы, А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946г. — зам.министра по общим вопросам). О его успешной деятельности на этом посту говорят государственные награды "за заслуги в деле организации опытного самолетостроения" (1942г.), "за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники" (1945г.) избрание членом-корреспондентом Академии Наук СССР (1943г.), благодарность Председателя Совета Министров СССР "за шестилетнюю руководящую работу" и присвоение звания генерал-полковника (1946г.).

 Военные самолеты - главная  задача   На фронтовом  аэродроме    Завтра в бой   

13 января 1940 г. поднялся в воздух И-26 ( Як-1 ), который стал лучшим советским потребителем первого периода Великой Отечественной войны. Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда (1940г.) и лауреатов Государственной премии (1941г.). На основе Як-1 были созданы Як-7 (1941г.), Як-9 (1942г.), Як-3 (1943г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего 36737 самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей и отмечались Государственными премиями в 1942, 1943 и 1946 годах. ОКБ было награждено орденами Ленина (1942г.) и Красного Знамени (1944г.) и оказалось в числе тех коллективов, которые внесли наибольший вклад в Победу. Высоких наград были удостоены многие сотрудники ОКБ. Помимо советских орденов А.С.Яковлев получил награды Франции — офицерский крест ордена Почетного легиона и Военный крест, 1939-1945 гг.

 Таким будет боевой Як     Новый "Як" принят на вооружение   Конец войны 

 

1946-1960 гг.

В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ , Як-23 — всего более 1000 самолетов.

В последующие годы поступили на вооружение: Як-25 — первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.

Люди, создавшие советскую авиацию в войне: слева-направо Лавочкин С.М, Туполев А.Н., Яковлев А.С., Микоян А.И. и Илюшин С.В. на совместном совещании В небе новый боевой реактивный Як
 Война закончена, нужны новые  идеи   Тушинский аэродром 1949  год    Реактивная техника совершенствуется  

Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18 (4166 и 8434 экз.), многоцелевые Як-12 (4458 экз.), первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24 — самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 гг.

  C летчиками-ветеранами полка   "Нормандия Неман"    Вторая звезда   В музее ОКБ  

Реактивные боевые самолеты ОКБ отмечены двумя Государственными премиями, а за заслуги в создании легких и других самолетов вручены награды Международной авиационной федерации (ФАИ): Почетный диплом получило предприятие, а диплом Тиссандье и Золотую авиационную медаль — А.С.Яковлев. В 1957 г. А.С.Яковлев стал дважды Героем Социалистического Труда.

 

1961-1980гг.

В эти годы коллектив ОКБ под руководством А.С.Яковлева внес достойный вклад в оснащение советской авиации боевыми, пассажирскими и легкими самолетами.

В 1967 г. на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 , а с 1976 г. на вооружении крейсеров класса "Киев" поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 - первые в мире палубные СВВП.

 Обсуждается новая пассажирская тематика    Итальянцам нравится  Як-40    А американцы предпочитают  Як-42  

С 1968 г. перевозит пассажиров Як-40 — единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся развитыми странами — Италией, ФРГ. За 32-местным Як-40 последо вал 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.

Генеральные конструкторы Ильюшин С.В., Яковлев А.С. и Микоян А.И. на сессии Верховного Совета
 А.С. и С.А. Яковлевы    В гостях у сборной СССР  по высшему пилотажу  Депутат А.С. Яковлев 

Поступили в производство учебные самолеты Як-18Т и Як-52. Широкое развитие получили спортивно-акробатические самолеты. Выступая с 1960 г. на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.

В эти годы самолеты "Як" отмечены Ленинской и двумя Государственными премиями, коллектив ОКБ награжден орденом Октябрьской Революции. В 1976 г. А.С.Яковлев избран действительным членом Академии Наук СССР.

 Академик А.С.Яковлев    Писатель А.С. Яковлев   Дедушка А.С. Яковлев 

21 августа 1984 г. А.С.Яковлев ушел на пенсию в возрасте 78 лет.

А.С.Яковлев скончался 22 августа 1989 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1990 году его именем названо созданное им конструкторское бюро.

 

карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68