о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
новости о компанииновости

публикации









10.09.13

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ Як-40

Развивая концепцию ремоторизации самолетов советского производства, ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина» (СибНИА) впервые демонстрировал на МАКС-2013 летающую лабораторию Як-40 (№87216). Разработанный новосибирцами проект модернизации машины для местных воздушных линий заключается в замене устаревших и «прожорливых» двухкон-турных турбореактивных двигателей АИ-25 с тягой 1500 кгс на турбовентиляторные ТРЕ731 американской компании Нопеуwеl тягой 1700 кгс (они применяются на самолетах Вае 125, Сеssna Сitation II и IV, Dassaut Falcon 50, Learjet 55, Lockheed Jetstar и др.).

Летающая лаборатория создано на базе серийного Як-40 №40-04, выпущенного в 1975 г. на Саратовском авиационном заводе. Последним эксплуатантом самолета, имевшего регистрационный номер RА-87216 и оснащенного У1Р-салоном на 14 мест, была авиакомпания «Джет-2000», лишенная коммерческой лицензии в марте прошлого года.

 

К настоящему времени на машину последовательно установили два американских двигателя, центральный двигатель пока остался штатным. С одним ТРЕ731 Як-40 впервые взлетел 8 декабря 2012 г., с двумя - 20 мая 2013 г. «К октябрю мы планируем поменять и средний мотор, - рассказал «Новостям МАКС-2013» директор СибНИА Владимир Барсук. - Полученный на испытаниях расход топлива нас обнадежил: на высоте 7500 м при скорости 540 км/ч - примерно 840 кг/ч, на скорости 500 км/ч - около 780 кг/ч. Снижение расхода топлива практически на 30% вселяет уверенность».

Летно-конструкторские испытания летающей лаборатории должны быть завершены к концу этого года, после чего институт на своей базе готов приступить к модернизации «яков». Несколько компаний уже проявили интерес к обновлению Як-40. Кроме того, таким образом могут быть модернизированы все семь самолетов из авиапарка СибНИА. По словам Владимира Барсука, если двигатели ТРЕ731 берутся в аренду, то стоимость ремоторизации одного самолета оценивается примерно в 500 тыс. долл. Если подержанные двигатели покупать на рынке, то цена возрастает до 780 тыс. долл. Если же это двигатели с полным межремонтным ресурсом (после капитального ремонта), то она может увеличиться до 2,5 млн долл за одну машину. «Затраты на ремоторизацию будут возвращены в течение полутора лет эксплуатации, - считает глава СибНИА. - Благодаря применению современной силовой установки, при заправке 6 тонн топлива дальность машины возрастает до 4,5 тыс. км, и из Новосибиска Як-40 будет спокойно летать в Москву. А это уже совсем другой уровень возможностей его коммерческого применения».

Напомним на Гидроавиасалоне-2012, где новосибирцы впервые представили широкой публике проекты ремоторизации Ан-2 и Як-40, отмечалось: восстановление летной годности и модернизация этих машин - наиболее эффективный путь оперативного пополнения парка самолетов для местных воздушных линий. Доработка 100-120 самолетов Як-40 закроет дефицит провозных мощностей и снимет остроту проблемы на ближайшие 5-7 лет, что позволит провести работы по созданию перспективного российского самолета ему на замену. По данным СибНИА, в авиакомпаниях различных стран сейчас находится порядка трех сотен Як-40 (из них в России - около сотни), пригодных для ремоторизации с возможностью продления ресурса на 10 и более лет. При этом в реестр отечественных эксплуатантов, имеющих сертификат на коммерческие воздушные перевозки, в начале этого года было вписано всего 34 самолета данного типа.

Существенно ограничить коммерческую эксплуатацию ремоторизированных Як-40 может отсутствие сертификата типа. Летающая лаборатория зарегистрировала как единичный экземпляр воздушного судна. Переговоры с ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» находятся в стадии проработки конструкторской документации. В СибНИА считают, что для решения этой проблемы необходима разработка ФАП «Сертификация и поддержание летной годности аттесто- ванной, серийно выпускаемой и не имеющей сертификата типа авиационной техники»


Источник: Новости МАКС-2013, №3, 29 августа 2013, стр.6

на все новости
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68