о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




газета «Округа. Север.» от 23 августа 2003 года.

«ОБЛАКО В ШТАНАХ»

Наш отважный корреспондент поехал в аэроклуб в Мячкове и оторвался от земли.

России в настоящее время официально зарегистрировано около 200 аэроклубов, обучающих пилотов-любителей. Аэроклубы есть в Тушине, Жуковском, Дубне, Подольске, Мячкове. В выходные дни там буквально тесно от граждан, желающих подняться в небо на экскурсию.

ВВОДНАЯ

Суббота. Подмосковный аэродром Мячково. Здесь десятки частных аэроклубов. У каждого из них неповторимое юридическое лицо, хозяева - люди солидные и обеспеченные, избегающие фотографий для газеты. Члены аэроклубов - граждане не менее обеспеченные, может быть, составляющие гордость депутатского корпуса, политики, бизнесмены, артисты, хотя есть и такие, кто готов ради неба годами не обновлять свой гардероб.

Справка. Вступительный взнос за членство в аэроклубе составляет от 500 до 1000 долларов. Полный курс обучения - от 5 до 8 тысяч долларов. Один час ознакомительного полета на Як-18Т — от 150 до 180 долларов.

Занятия в аэроклубах ничем не напоминают прежнюю систему подготовки пилотов-любителей. Нет здесь классов с жесткой полуразвалившейся мебелью, нет ничего, что напоминало бы о славном ДОСААФе. Стук бильярдных шаров, густой запах кофе, музыка, сауна - вот что сопровождает сегодня обучение будущих пилотов. Занятия - строго индивидуальны. Если вы успешно сдадите экзамены на право управления самолетом, то вам от имени Федерации легкой авиации России (ФЛА) в торжественной обстановке вручат удостоверение пилота-любителя.

Справка. Удостоверение можно получить, налетав самостоятельно не менее 42 часов. Заправским пилотом вы можете почувствовать себя не менее чем через 150 часов налета.

- Я хотеть летать... правильно я говорить?

Американец. Он первый в очереди на взлёт. Его сопровождает рослый стриженый тип в тесном пиджаке. Стриженый заметно волнуется. Судя по всему, у него какие-то дела с американцем, выгодно-денежные, и он решил расположить к себе заокеанского гостя, привез на аэродром.

- О'кей! - говорят американцу, перемигиваясь, пилоты, - взлетим и сядем, покажем тебе Россию, никаких проблем!

Четырехместный трудяга Як-18Т, захлебываясь от радости, весело стучит мотором, бежит по взлетной полосе, взлетает. Машина - надежнейшая, в случае отказа двигателя в режиме планирования он может тянуть до аэродрома 11 километров.

- Отличная тяга! - говорит, провожая взглядом самолет, старейший мячковский авиационный механик Юрий Резаков.

Однако нам тоже пора в небо. Лишние 150 долларов уже присмотрели себе местечко в кассе аэроклуба.

Самолёты продаются
точно так же,
как авторучки
или автомобили

- Придется подождать, - говорит Сергей Быков, пилот-инструктор. - Опять начались гонки, взлетно-посадочная перекрыта.

ПОКУПАЕМ САМОЛЕТ

Что ни говори, а весело на аэродроме. Слева - самолеты, вертолеты, справа — грохот автогонок. Да-да, на территории аэродрома — гоночная трасса. Во время тренировочных заездов, которые практически не прекращаются, авиация отступает, полеты прекращаются. Пилоты скрипят от злости зубами, клиенты терпеливо скучают, некоторые присматриваются к самолетам, справляются о ценах.

Самолеты сегодня продаются точно так же, как авторучки или автомобили. В основном старые. Торг уместен. Так что вы при желании можете присмотреть себе винтокрылого друга. Новый легкий американский самолет "Сесс-на" стоит порядка 200 тысяч долларов. Российский Як-18Т, если вы закажете его заводу-изготовителю, влетит вам примерно в 400 тысяч долларов.

Содержание самолета может обходиться даже дешевле, чем автомобиля, хотя сумма все равно приличная: авиационный бензин — 18 руб./л, хранение в ангаре — 1000 руб./месяц, на бетонке — 500, летное обслуживание — 50 руб./час.

Покупатели - народ не без странностей. Ну зачем, спрашивается, приобретать в собственность По-2, единственный сохранившийся в России экземпляр боевой машины времен Великой Отечественной войны? Или полуразвалившийся проржавленный вертолет Ми-2? Однако чудаки покупают, приводят в порядок и поднимают эти машины в небо.

ВЗЛЕТ

— Когда же полетим? — спрашиваю Быкова.
— С 12.00 до 13.00 у гонщиков должно быть "окно". Полетим.

Наконец объявили, что гонщики взяли тайм-аут. Перед тем как сесть в самолет, необходимо сообщить свои паспортные данные и подписать бумагу о том, что в полет вы отправляетесь не понукаемые никем, добровольно. Охватывает волнение, в коленках что-то такое предательское появляется. Все-таки в первый раз лететь страшновато.

— Отличная тяга! — говорит в который раз авиатехник Резаков, хлопая самолет по фюзеляжу. — Беспокоиться вроде бы нечего.

Выруливаем на взлетную полосу, диспетчер дает добро на взлет. Стремительный разбег. В небе от восторга забываешь все свои страхи, собственное имя, даже выброшенные "на воздух" кровные 150 долларов. Глупо улыбаешься. Быков поднимает вверх большой палец, мол, все о'кей. Не то слово!


Игорь ЯСЮКОВ



на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68