о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




«Aerospace Complex», Vol.3, N4, 2004

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ОКБ ЯКОВЛЕВА» ДЛЯ АВИАЦИОННОГО РЫНКА КИТАЯ.

Н. НОВИЧКОВ

Генеральный директор О.Демченко
 Генеральный директор
 О.Демченко

Общеизвестным является тот факт, что в последнее 10-летие Китай является крупнейшим покупателем российской продукции военного назначения, в том числе в области авиационной техники. Однако становится вполне очевидным, что постепенное насыщение китайского рынка российской военной техникой и вооружениями не могло не привести к смещению акцентов в проводимой китайским руководством политике военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией. На современном этапе развития российско-китайского ВТС наибольший интерес китайская сторона проявляет к сотрудничеству с Россией в области передачи военных технологий, а также проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ряду проектов оборонного характера. Более того, ориентирование на проведение совместных с российскими предприятиями разработок в области высоких технологий и, в частности, в области авиационной науки и техники, стало принимать в Китае характер устойчивой тенденции.

Среди российских авиационных конструкторских бюро особое положение в области сотрудничества с Китаем занимает "ОКБ имени Яковлева", имеющее уникальный научно-технический задел в таких областях, как беспилотные летательные аппараты, учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты, а также гражданские ближне- и среднема-гистральные воздушные суда. В последние годы китайская авиапромышленность, испытывающая потребность в освоении новейших высоких технологий, обратила внимание на тот потенциал, которым обладает яковлевская фирма в области разработки УТС/УБС и гражданских воздушных судов.

Как сообщил генеральный директор "ОКБ Яковлева" Олег Демченко, в течение последних трех лет российская фирма по заказу китайской корпорации AVIC-2 (Aviation Industry of China/Second Group) оказывала консультации и готовила инженерную записку по концепции сверхзвукового УТС L-15, разработка которого ведется в КНР. Этот самолет должен заменить устаревший К-8 и может конкурировать на китайском рынке УТС с самолетом FTC-2000, разрабатываемом корпорацией AVIC-1.

По словам О.Демченко, российская фирма оказывала помощь в оценке концепции сверхзвукового УТС и осуществляла научно-техническое сопровождение этого проекта.

Как ожидается, полноразмерный макет самолета L-15 будет показан во время авиасалона "Чайна эйршоу-2004" Чжухае.

"Мы удовлетворены сотрудничеством с китайской стороной по проекту L-15 и можем отметить очень продвинутый уровень авиационных специалистов КНР. Не исключено, что корпорация AVIC-2 может продолжить сотрудничество с нами по программе сверхзвукового УТС, в реализации которой китайские специалисты учитывают и наш опыт по созданию дозвукового самолета Як-130", - отметил Олег Демченко.

Сложившаяся к настоящему времени в мире система подготовки военных летчиков основывается на использовании в процессе обучения УТС трех классов: первоначальной, основной и повышенной подготовки.

Китайская сторона, сделав ставку на переоснащение национальных Военно-воздушных сил современными многоцелевыми истребителями, нуждается в настоящее время в УТС первоначальной и повышенной подготовки.

В отличие от концепции дозвукового УТС повышенной подготовки, принятой в ВВС России, в Китае пошли по пути создания сверхзвукового УТС этого типа. "В российских ВВС примерно 90% всего объема основной подготовки военных летчиков составляют полеты на дозвуковых УТС, эксплуатация которых дешевле, чем сверхзвуковых самолетов. На переучивание с дозвуковых УТС на сверхзвуковые боевые самолеты в период повышенной летной подготовки приходится только 10% необходимого учебного времени", - отметил Олег Демченко.

Эксперты полагают, что для УТС повышенной подготовки емкость китайского рынка может быть весьма значительной. В то же время, по их мнению, в ближайшей перспективе этот объем вряд ли превысит 200 сверхзвуковых машин типа L-15.

Китай также заинтересован в привлечении "ОКБ Яковлева" к созданию поршневого УТС первоначальной подготовки нового поколения. В частности, во время проведения аэрокосмического салона МАКС-2003 корпорация AVIC-2 заинтересовалась макетом нового УТС Як-152. Как известно, эта машина была представлена на российский конкурс по выбору проекта УТС начальной подготовки с поршневым двигателем, где победу одержал проект самолета Су-49 "ОКБ Сухого". В настоящее время "ОКБ Яковлева" ведет переговоры с рядом потенциальных зарубежных инвесторов программы создания Як-152.

Как сообщил, например, глгтком ВВС Украины Ярослав Скалько, предполагается осуществлять базовую подготовку будущих украинских летчиков на новых самолетах Як-152 и Як-130 российской разработки. По его словам, имеющиеся украинские разработки учебно-тренировочных самолетов пока не отвечают необходимым требованиям.

В частности, курсанты 1-2 курсов летных училищ Украины в настоящее время летают на самолетах Як-52, а с третьего курса пересаживаются на чешские УТС L- 39.

По мнению китайских авиационных специалистов, Як-152 может стать базовым средством начальной подготовки летчиков КНР. К программе создания Як-152 изъявила желание присоединиться компания "Хунду", ранее освоившая выпуск самолета Як-18. Как полагают эксперты, в случае реализации в Китае программы Як-152, для этой машины будет весьма емкий рынок сбыта, который может распространиться и за пределы Китая.

Одним из основных итогов работы "ОКБ Яковлева" в 2003 году стала победа проекта самолета МС-21 на конкурсе ближне- и среднемагистральных самолетов (БСМС) для внутренних и международных авиалиний. Эта машина разработана "ОКБ Яковлева" при участии авиационного комплекса им.С.В.Ильюшина на основе проекта самолета Як-242. В конструкции этой машины не только используется научно-технический задел по самолету Як-242, но и обеспечена максимально возможная степень унификации бортовых систем, оборудования и силовой установки с самолетом МТС, разрабатываемого российскими фирмами "Ил", "Иркут" и индийской корпорацией ХАЛ.

Самолет МС-21 достаточно хорошо позиционируется на авиационном рынке, поскольку соответствует всем стандартам и может конкурировать с самолетами соответствующего класса фирм "Боинг" и "Эрбас", превосходя их по цене, топливной эффективности и уровню комфорта.

В частности, проект МС-21 сравнивался с самолетами А320 компании "Эрбас", В 717 и В 737 последних модификаций фирмы "Боинг". Российский самолет отличается повышенным комфортом пассажирского салона, улучшенной топливной эффективностью (до 17 г/пасс o км), умеренной ценой. По критерию "стоимость-эффективность" новый отечественный самолет существенно превзойдет аналогичные перспективные западные воздушные суда. С помощью специалистов ЦАГИ на самолете планируется применить аэродинамически совершенное "скоростное" крыло, что позволит повысить крейсерскую скорость самолета до уровня свыше числа М=0,8 - показатель очень важный в последнее время для перспективных пассажирских самолетов. В новой разработке найдут применения новые технологии и материалы. В частности, значительную долю массы планера составят композиционные материалы. В качестве силовой установки разработчиками нового БСМС предложены несколько вариантов авиадвигателей, с максимальной тягой класса 11-12 тыс.кгс, в том числе ПС-90А-12 и ПС-12, перспективный двигатель ТРДД-2005. Планируется, что новые отечественные двигатели будут иметь очень высокий показатель удельного расхода топлива-до 0,5 кг/кгс "ч. Возможно оснащение нового самолета зарубежными двигателями, в частности V2500A, CFM56-7B26, V2527-A5.

Самолет МС-21 должен заменить в России самолеты Ту-154Б и Ту-154М всех модификаций, а также Як-42. Планируется изготовить в течение 20 лет примерно 600 самолетов семейства типа МС-21 при ежегодном темпе выпуска 30-36 самолетов. В период с 2009 по 2028 годы планируется продать около 640 самолетов МС-21, причем на внутрирос-сийском рынке примерно 415 самолетов, а на внешнем - около 225 самолетов.

На базе МС-21 планируется создать семейство воздушных судов: МС-21-100 - 132 пассажира или 116 пассажиров в двухклассной компоновке, МС-21-200 -156 пассажиров или 140 пассажиров в двухклассной компоновке, МС-21-300 -174 пассажира или 158 пассажиров в двухклассной компоновке, МС-21 К - грузовой вариант, МС-21КП - грузопассажирский вариант. При необходимости разработчики готовы предложить на рынок МС-21 в трехклассной компоновке или компоновке для ВИП-персон.

Федеральной целевой программой развития гражданской авиационной техники в России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года стоимость создания БСМС оценена в 600 млн долларов, из которых только 210 млн дол планируется выделить из госбюджета, а остальные средства (390 млн дол) должны быть привлечены разработчиком из внебюджетных источников.

В настоящее время к участию в проекте МС-21 проявила интерес китайская корпорация AVIC-2, которой представлены все необходимые технические обоснования.

Летно-технические характеристики семейства самолетов МС-21 с отечественными двигателями

Летно-технические характеристикиМС-21-100МС-21-200МС-21-300
Масса взлетная, кг65,80071,10072, 000
Взлетная тяга (Н=0, М=0), тс 2x11,8 
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс*ч 0.545 
Тяговооруженноеть0.360.330.328
Число пассажиров, чел132156174
Масса снаряженного самолета, кг37,00038,60039,900
Масса снаряженного самолета на одного пассажира, кг/пасс280247229
Коммерческая нагрузка при максимальном количестве пассажиров, кг12,54014,82016,530
Запас топлива максимальный, кг 22,000 
Высота крейсерского полета, м 11,600 
Скорость крейсерская, км/ч 850 
Дальность полета практическая при максимальном кол-ве пассажиров, км4,7005,5004,500
Расход топлива на пассажиро-километр, г/пасс-км21.517.516.6
Длина ВПП, м2,1002,4002,400


на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68