о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




«Аэрокосмический Курьер» №2, 2005

Узы дружбы и боевого братства

В.Городецкий

(История истребительного авиационного полка "Нормандия-Неман")

Боевой путь полка Нормандия-Неман

Основой советско-французского боевого сотрудничества в годы Великой Отечественной воины 1941-1945 гг. стали обязательства советского правительства и председателя Национального комитета Свободной Франции генерала Шарля де Голля об установлении официальных отношении, закрепленные в Обменных письмах сторон от 26 сентября 1941 г. В письме посла СССР в Англии И Майского было заявлено о признании советским правительством генерала Шарля де Голля "как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились" и выражена готовность "оказывать свободным французам всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с гитлеровской Германией" Одновременно советским правительством была подчеркнута решимость "после достижения нашей совместной победы над общим врагом обеспечить полное восстановление независимости и величия Франции". В ответном письме генерал Шарль де Голль от имени свободных французов взял на себя обязательство "бороться на стороне СССР и его союзников до достижения окончательной победы над общим врагом и оказывать СССР в этой борьбе всестороннюю помощь и содействие всеми имеющимися средствами". Советское правительство и генерал Шарль де Голль полностью выполнили взятые на себя обязательства.

По поручению генерала Шарля де Голля представители Национального комитета Свободной Франции в декабре 1941 г через военно-воздушного атташе посольства СССР в Лондоне начали переговоры о возможности участия французских летчиков в боях на советско-германском фронте, которые завершились в июле 1942 г достижением договоренности о приеме в СССР французской истребительной авиационной эскадрильи.

1 сентября 1942 г генерал Шарль де Голль подписал приказ о создании отдельной истребительной авиационной группы III, получившей наименование "Нормандия" по названию одноименной французской провинции, пострадавшей больше других регионов от вторжения немецко-фашистских войск в 1940 г на территорию Франции.

Формирование авиационной группы было поручено майорам Жозефу Пуликену и Жану Тюляну, имевшим опыт участия в воздушных боях на европейском и африканском театрах военных действий Подбор летного и технического персонала группы происходил исключительно на добровольной основе. В сентябре 1942 г авиационная группа была полностью укомплектована. Она состояла из командира, 14 летчиков, 42 техников, одного врача-переводчика, двух переводчиков и одного летчика связного самолета.

Группа в полном составе 12 ноября 1942 г. вылетела с авиационной базы Райяк (Ливан) в Багдад. Затем поездом и на грузовиках 18 ноября прибыла в Тегеран, где была встречена представителями посольства и военным атташе СССР. Весь летный состав и большая часть технического персонала на советских самолетах 28 ноября 1942 г. вылетели из Тегерана в Советский Союз и 29 ноябри прибыли на авиационную базу в Иваново.

По прибытии в Иваново французские летчики и технические специалисты под руководством советских инструкторов, инженеров и техников приступили к изучению и освоению советских истребителей Як-1 и Як-7. Обучение продолжалось более трех месяцев. В начале марта 1943 г., после проведения советским командованием инспекционной проверки, летный состав эскадрильи был признан готовым к боевым действиям.

22 марта 1943 г. эскадрилья на 14 истребителях Як-1 вместе с французским техническим персоналом и 17 советскими инженерами и техниками прибыла на фронт в район Полотняного завода, что в 20 км севернее Калуги. После нескольких дней ознакомительных полетов в прифронтовой полосе 26 марта эскадрилья в полном составе впервые приняла участие в обеспечении прикрытия самолетов Пе-2, вылетавших на бомбардировку позиций противника. Боевое задание было выполнено успешно. Все истребители и бомбардировщики вернулись на свои аэродромы.

Лейтенант Альбер Прециози и аспирант Альбер Дюран одержали первые победы в воздушном бою 5 апреля 1943 г., сбив по одному фашистскому истребителю "Фокке-Вульф-190".

В апреле 1943 г. эскадрилья "Нормандия" была включена в состав 303 истребительной авиационной дивизии под командованием генерал-майора Г. Захарова. Успехи эскадрильи в воздушных боях чередовались с потерями летчиков. На замену выбывавших из строя летчиков с мая 1943-го и по апрель 1945 г. в эскадрилью прибывали летчики-добровольцы, преодолевавшие неимоверные трудности и расстояния в десятки тысяч километров, пересекая континенты и океаны. За годы войны к первым 14 летчикам присоединились 82 добровольца.

Боевые успехи летчиков эскадрильи, их отвага и мужество были высоко оценены советским правительством. 2 июля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР советскими орденами были награждены первые четыре французских летчика и начальник технической службы эскадрильи. Командир эскадрильи майор Жан Тюлян и капитан Альбер Литольф были удостоены ордена Отечественной войны 1-й степени, лейтенант Альбер Дюран, лейтенант Марсель Лефевр и аджюдан-шеф Луи Дюпра получили орден Отечественной войны 2-й степени.

В конце июля 1943 г. эскадрилья была преобразована в полк "Нормандия", который в августе был оснащен новыми истребителями Як-9. С заменой самолетного парка произошла и смена технического персонала по обслуживанию новых самолетов.

В течение семи месяцев 1943 г. в боевых действиях на фронте приняли участие 37 летчиков полка. К ноябрю численность полка сократилась до 14 человек летного состава. 8 летчиков погибли в воздушных боях, 12 пропали без вести, 1 попал в плен, 2 покинули полк по состоянию здоровья. По приказу командования ВВС Красной Армии 6 ноября 1943 г. полк "Нормандия" был выведен из состава 303-й истребительной авиационной дивизии и отправлен на отдых и переформирование в Тулу, где отдых сочетался с совершенствованием летного мастерства и обучением вновь прибывающих пилотов летному искусству.

В январе 1944 г. к полку присоединилось 16 добровольцев и с каждым месяцем их число возрастало. Всего же в 1944 г. ряды полка пополнил 51 новый летчик. С прибытием новых летчиков в феврале 1944 г. были сформированы три эскадрильи: "Руан", "Гавр" и "Шербур", а в апреле к ним прибавилась и четвертая - "Кан". Эскадрильям были присвоены названия городов, расположенных в провинции Нормандия. Успехи французских летчиков были высоко оценены советским командованием. За время участия в боях полк двадцать раз получал благодарности в приказах Верховного главнокомандующего по 3 Белорусскому фронту, из них семь раз с упоминанием полка.

Сменив в августе 1944 г. истребители Як-9 на новые, более усовершенствованные самолеты Як-3, признанные лучшими фронтовыми истребителями периода второй мировой войны, французские летчики осенью достигли наибольшего успеха в воздушных боях. Самым результативным днем в боевых действиях летчиков полка было 16 октября 1944 г., когда, совершив в течение дня 100 боевых вылетов, они сбили без каких-либо потерь 29 самолетов противника (16 истребителей "Фокке-Вульф-190", 8 истребителей "Мссссршмитг-109" и 5 бомбардировщиков "Юнкерс-87"). Сражаясь в составе авиационных частей 3 Белорусского фронта, полк "Нормандия" особенно отличился при форсировании советскими войсками реки Неман. 28 ноября 1944 г. приказом Верховного главнокомандующего И.Сталина полку "Нормандия" было присвоено наименование "Неманский", и с этого времени полк стал именоваться "Нормандия-Неман".

В историю полка "Нормандия-Неман" 27 ноября 1944 г. вошел как один из самых памятных дней:

-самолеты французских летчиков впервые приземлились на территории врага, разместившись на аэродроме в Гросс-Кальвайтхене в Восточной Пруссии;

-два летчика полка - лейтенанты Марсель Альбер и Ролан де Ля Пуап стали первыми французами, удостоившимися высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза;

-в Советский Союз с официальным визитом прибыл председатель временного правительства Французской Республики генерал Шарль де Голль.

В посольстве Франции 9 декабря состоялась встреча с генералом Шарлем де Голлем, который прикрепил к знамени полка орден "Крест Освобождения" и вручил французские награды советским и французским летчикам.

Новый 1945 г. летчики полка встретили 202-мя победами, одержанными над врагом в воздушных боях. Аспирант Жорж Анри 12 апреля 1945 г. в воздушном бою над Пиллау сбил немецкий истребитель "Фокке-Вульф-190". Это была последняя, 273 победа, записанная на счет полка "Нормандия-Неман" в воздушных сражениях па советско-германском фронте.

После окончания военных действий в Европе 8 мая 1945 г. полк стал готовиться к возвращению на родину. Личный состав полка был доставлен на самолетах "Дуглас" 1 июня 1945 г. в Москву, где ему был оказан радушный прием. В столице французским летчикам было сообщено о возвращении полка на родину на истребителях Як-3.

В дни их пребывания в Москве были опубликованы Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 г. о присвоении звания Героя Советского Союза младшему лейтенанту Жаку Андре и лейтенанту Марселю Лефевру и о награждении орденами 24 летчиков полка, а также о награждении полка орденом Александра Невского. Всего в период пребывания полка "Нормандия-Неман" в Советском Союзе 76 летчиков, принимавших участие в боевых действиях, были награждены советскими орденами, а полк - орденами Красного Знамени и Александра Невского. Французские летчики на 40 новых истребителях Як-3, переданных в дар правительству Франции, 15 июня 1945 г. вылетели на родину, а 20 июня в 18 часов 40 минут полк совершил посадку на аэродроме Ле Бурже под овации многочисленных парижан.

После возвращения на родину летчики полка "Нормандия-Неман", сражавшиеся на советско-германском фронте, и сменяющие их поколения летчиков свято берегут узы дружбы и боевого братства, зародившиеся в сражениях против общего врага.



на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68