о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




газета «Новости МАКС-2003» №3 от 19 августа 2003 года.

Як-130, Як-54 и Як-52М на МАКС-2003
 Як-130, Як-54 и Як-52М на МАКС-2003

«ЯКИ» на МАКС-2003

За прошедшие два года "ОКБ имени А.С. Яковлева" неплохо поработало. Прежде всего, запущен в серийное производство учебно-боевой самолет Як-130; создан в соответствии с требованиями ВВС самолет первоначального обучения Як-52М, получил сертификат типа Як-54.

Не касаясь методологических вопросов подготовки летного состава российских ВВС, отмечу, что в последнее время наметилась тенденция использования для первоначального обучения будущих летчиков на самолетах с поршневыми двигателями, то, отчего в СССР отказались в 1960-е годы.

Конкурс, объявленный ВВС РФ в 2001 году на самолет первоначального обучения с поршневым двигателем, завершился победой проекта УТС Су-49. Основным конкурентом этой машины был Як-152. Эта машина ни в чем не уступала Су-49. Однако заказчик по совокупности критериев отдал предпочтение Су-49. С тех пор минуло больше года, и об учебном самолете, казалось, забыли, но ненадолго.

Еще в документах предоставленных заказчику в ходе работы макетной комиссии по самолету Як-152, было предложение по модернизации самолета Як-52М.

Як-52М
 Як-52М
Предложение "ОКБ имени А.С. Яковлева" подкупало тем, что его предшественник схож по технике пилотирования с чешским L-39. Это упрощало освоение более сложной реактивной машины со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями. Но тогда военные практически игнорировали этот факт.

Видя, что ситуация с поршневым УТС заходит в тупик, руководство "ОКБ имени А.С.Яковлева" вновь обратилось к командованию ВВС с предложением переделать несколько машин в вариант Як-52М. На этот раз доводы фирмы оказались более убедительными и ВВС, разработав соответствующие требования, профинансировали модернизацию самолета.

Одним из веских доводов в пользу Як-52М было то, что его предшественник выпускается в Румынии и покупать машины за границей, тем более, морально устаревшие не выгодно. В то же время в России эксплуатируется немало "Яков", а в случае успеха - их модернизация освоена на 308-м авиаремонтном заводе в Иваново (ФГУП "308 АРЗ"}. Согласно тактико-техническому заданию на модернизацию Як-52, заказчик, в частности, пожелал оснастить машину ка-тапультными креслами пилотов СКС-94МЯ разработки "НПО "Звезда". Это обстоятельство потребовало разработки нового фонаря со шторками для слепого полета и допускающего аварийное покидание через его остекление.

Требовалось доработать крыло, установив в его корневой части генераторы вихрей. Это сделано для того, чтобы в случае потери скорости самолет сваливался не на крыло, а, опустив нос, переходил в пикирование. Если учесть, что в кабине самолета находится неопытный курсант, то последнее обстоятельство значительно повысит безопасность полета.

Двигатель требовалось заменить на М-14Х с трехлопастным винтом МТV-9, а емкость бензобаков довести до 200 л, что позволит увеличить дальность до 900 км.

Подлежало заменить до 40% бортового оборудования, оснастить машину аккумулятором 12САМ-18А и светотехническим оборудованием, необходимым для полетов ночью. Не забыли и о ресурсе машины, который требовалось довести до 3000 летных часов. В таком виде первый экземпляр Як-52М, доработанный в Иваново, демонстрируется на авиасалоне.

Расчеты показывают, что включение Як-52М (до начала серийного производства Як-152) в состав учебно-тренировочного комплекса УТК-Як вместе с самолетом Як-130, позволит повысить эффективность обучения будущих летчиков.

Посетители авиасалона могут ближе познакомиться с учебно-тренировочным и спортивно-пилотажным двухместным самолетом Як-54, разработанным на базе одноместного Як-55М. В ноябре прошлого года Як-54 получил сертификат типа.

В феврале 1997 г. Як-54 впервые демонстрировался в небе США. Презентация двух машин этого типа состоялась на аэродроме "Боинг Филд". Тогда же эксклюзивный дилер самолета в США летчик - спортсмен и владелец компании "Нортуэст Аэробатик Сентр" ("Пляшущий медведь") Митч Тревис заявил, что Як-54 - "лучший самолет в своем классе".

Як-52М
 Як-54
А сравнивать было с чем, ведь среди многочисленных спортивных машин в США летали около 50 одноместных Як-55 и 180 Як-52.

Со временем машина приобрела хорошую репутацию, вдобавок в ноябре прошлого года она получила сертификат типа по нормам FAR-23 без ограничений, и его могут эксплуатировать как частные лица, так и летные школы.

Производство Як-54 освоено на Саратовском авиационном заводе. Это стало возможным благодаря ЗАО "Горки Ю-2", профинансировавшему производство и сертификацию машины. Это же акционерное общ е с т в о осуществляет продажу Як-54 как на внутреннем, так и внешнем рынках. Цена спортивного самолета колеблется от 140 до 160 тысяч долларов.

Сегодня Як-54 можно увидеть в небе Австралии, Англии, Италии и США. На недавно завер-шившемся в Ле-Бурже 45-м Международном авиационно-космическом салоне французская компания "Инглес" подписала контракт на покупку четырех Як-54, предназначенных для первой в мире женской пилотажной группы.

Выбор этот был не случаен, поскольку ему предшествовал достаточно широкий маркетинг всех самолетов аналогичного назначения. Ранее были заключены договоры на поставку этих машин в Словакию и Новую Зеландию. Особо следует отметить, что не остались в стороне и отечественные ВВС, заказавшие три Як-54.

Как рассказал главный конструктор машины Дмитрий Драч, по желанию покупателей облик Як-54 может корректироваться, в том числе и по составу авионики, что расширяет их контингент, делая машину более привлекательной.


По материалам пресс-службы ОАО ”ОКБ им. А.С.Яковлева“



на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68