о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




"Обозрение МЕЖДУНАРОДНОГО АВИАКОСМИЧЕСКОГО САЛОНА МАКС-2003",
19 августа 2003 года, маркетинговое приложение

«Совместный проект ближне-среднемагистрального самолета ОКБ им. Яковлева и КБ им. Ильюшина»

В конце июля этого года были подведены итоги тендера на проект ближне-среднемагистрального самолета (БСМС), проводимого "Росавиакосмосом". Победителем была названа совместная программа АК им. Ильюшина и ОКБ им. Яковлева при участии НПК "Иркут" и лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко". В перспективе самолеты семейства МС-21 - а именно такое рабочее название получил проект - должны заменить устаревающие Ту-154.

МС21. Кабина
 МС21. Макет приборной доски.
Партнеры по проекту отмечают, что залогом успешной реализации этой программы являются как активное привлечение лизинговой компании на самой ранней стадии разработки проекта, так и финансирование работ по БСМС в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года".

По словам главного конструктора ОКБ им. Яковлева Алексея Рахимбаева, в настоящее время идет подготовка государственного контракта на эскизный проект и макет МС-21. В ближайшее время будут объявлены тендеры среди поставщиков авионики и двигателей. Партнеры по программе отмечают, что на первой стадии разработки проекта на самолете будет установлен двигатель западного производства - с большой степенью вероятности будет выбран двигатель СFМ56-7B26. В дальнейшем МС-21 будет оснащаться отечественным двигателем, который будет выбран на конкурсной основе. В любом случае, при выборе двигателя разработчики будут ориентироваться на турбовентиляторные двигатели с максимальной тягой класса 11000-12000 кгс.

Семейство самолетов МС-21 предназначено для перевозки от 132 до 174 пассажиров по маршрутам протяженностью до 5,5 тыс. км с крейсерской скоростью порядка 850 км/ч. Семейство включает МС-21-100 (132 места - в монокомпоновке экономического класса и 116 - в двухклассной компоновке), МС-21-200 (156 только "экономических" мест и 140 - в двухклассной конфигурации), МС-21-300 (174 места "эконома" и 158 - в двухклассной компоновке), грузовой вариант МС-21К и грузопассажирский МС-21КП. Длина фюзеляжа будет варьироваться за счет фюзеляжных вставок, обеспечивающих три типоразмера самолета.

Для семейства МС-21 разработана компоновка пассажирского салона экономического монокласса с расположением кресел по схеме 3 + 3 с шириной прохода между ними 50 см и шагом кресел в 81 см. Багажные отсеки под полом пассажирской кабины вмещают семь стандартных контейнеров типа LD3-46.

Предполагается сертификация МС-21 как по российским нормам, так и по нормам США и Европы. По данным ОКБ им. Яковлева, в проект закладывается ресурс не менее 60 тыс. летных часов и не менее 30 тыс. посадок. Назначенный ресурс двигателя - не менее 15 тыс. циклов.

Начать серийные поставки партнеры планируют уже в 2009 г. Первоначальная цена самолетов составит 16-24 млн долл. в зависимости от типа, что существенно ниже цен аналогов. Однако даже естественный рост цены продукции обеспечит разницу цен семейства МС-21 и аналогов не менее 15% до конца производства.

По оценкам участников проекта, проектирование, разработка и сертификация МС-21 потребуют порядка 14,825 млрд руб. Из этой суммы 6,67 млрд руб. будет профинансировано государством в рамках целевой программы развития гражданской авиационной техники России; еще 8,155 млрд руб. участники проекта должны привлечь самостоятельно. Предполагается, что из федерального бюджета будет профинансировано 40% работ, на заемные средства будет выполнено 25%, а средства участников программы должны покрыть порядка 35% расходов.

В разработку и финансирование программы будут вовлечены ОАО "АК им. Ильюшина". ОАО "ОКБ им. Яковлева", НПК "Иркут", ВАСО, ЗАО "Авиастар-СП", ОАО "Смоленский авиационный завод", Национальный резервный банк. Отдельно стоит отметить, что лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" обязалась разработать и провести маркетинг МС-21, а также привлечь внебюджетные средства для реализации проекта.


По словам главы лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Александра Рубцова, в программе МС-21 ИФК выступала в первую очередь как партнер по продажам. Вместе с компанией МсКinsey "Ильюшин Финанс Ко" принимала участие в исследовании рынка и организации интервью авиакомпаний, позиционировании самолета на рынке, выработке технических требований к нему. Рубцов отметил, что в ходе этих работ ИФК сформулировала свои рекомендации к МС-21, которые несколько отличались от поставленного перед разработчиками технического задания. Лизинговая компания высказалась за то, чтобы самолет "создавался более компактным, более легким и, может быть, рассчитанным на меньшую дальность". В итоге конкурсная комиссия рекомендовала на стадии эскизного проектирования принять во внимание пожелания ИФК.

Помимо формирования внешнего облика и технических характеристик, "Ильюшин Финанс Ко" содействовала организации внебюджетного финансирования программы МС-21. Как объяснил Рубцов, были проведены переговоры с дружественными банками, в ходе которых они подтвердили свой интерес к проекту. "Мы считаем, что сегодня этот сегмент является наиболее востребованным на мировом рынке, огромные объемы перевозок выполняются на машинах Воеing 737 и Airbus A320, аналогичных МС-21. В России же нужно создать замену двум нашим рабочим лошадкам - самолетам Ту-154 и Як-42, на которых сегодня выполняется добрая половина всех перевозок", - заявил глава ИФК1 Рубцов оценивает мировой рынок самолетов МС-21 на 20-30 лег примерно в 4,5 тыс. машин, тогда как в России можно реализовать порядка 600.




на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68