о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




журнал «Авиация и космонавтика», №8, 2003 год.

«ЯК-130»

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 9,72 м; длина самолета - 11,49 м; высота самолета - 4,76 м; площадь крыла -23,52 м2.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: пустого - 4600. максимальная взлетная: в варианте УТС - 6500. в боевом варианте 9500, топлива во внутренних баках -1750, вооружения на внешних узлах подвески - 3000.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На самолете Як-1ЗОД установлено два ТРДД Поважске Строярне DV-2S (2x2200 кгс). На серийных самолетах будут использоваться российско-украинские двигатели АИ-222-25 (2x2500 кгс). На машинах, предназначенных на экспорт, возможно применение усовершенствованного варианта DV-2 с тягой, увеличенной до 2500 кгс (следует отметить, что российско-украинский и словацкий двигатели являются полностью взаимозаменяемыми).

На воздушных входах имеется специальная система защиты, предохраняющая дигатели от попадания посторонних предметов при движении по земле.

Топливо размещается в двух крыльевых и одном фюзеляжном топливных баках. Возможна подвеска двух крыльевых ПТБ.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 1060 км/ч; практический потолок 13000 м; практическая дальность (без ПТБ) - 2000 км: перегоночная дальность - 2550 км; боевой радиус действия: по неременному профилю с 1.5 т нагрузки - 500 км, по высотному профилю с 1 т нагрузки -890 км, длина разбега - 340 м; длина пробега - 550 м; максимальная эксплуатационная перегрузка -+8/-3.

ЭКИПАЖ, состоящий из двух человек, размещается в двухместной кабине по схеме тандем на катапультных креслах "Звезда" К-36ЛТ3,5.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен автоматизированной системой управления полетом и учебно-боевыми задачами (АСУ П-УБД). Ядром АСУ является бортовая вычислительная система, построенная в виде двухмашинного контура с мультиплексными каналами информационного обмена по ГОСТ-1553, вычислители которого связаны параллельным межмашинным каналом для поддержки функций резервирования задач САУ. Система позволяет решать следующие задачи:

  • навигация;
  • оптические методы прицеливания;
  • управление системой отображения информации;
  • автоматизированный контроль.

Бортовая система управления режимами боевою применения обеспечивает реальное боевое применение или имитирует его в условиях полета:

  • воздушный бой с применением УН класса "воздух-воздух" ближнего боя;
  • атаку наземных целей с пуском ракет класса "воздух-поверхность";
  • применение средств бортового комплекса обороны.

Комплекс навигационного оборудования включает инерциально-снутниковую систему (построенную с применением лазерных гироскопов).

Як-130 имеет цифровую четырехканальную электродистанционную систему управления, созданную МНПК "Авионика". К особенностям системы управления (что задавалось требованиями ВВС) относится возможность ее перепрограммирования. Это позволяет имитировать индивидуальные особенности пилотирования истребителей различных типов.

Информационно-управляющее поле кабин УБС Як-130 выполнено с использованием многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов (МФИ) форматом 6x8 дюймов. По три таких индикатора размещены в каждой кабине. Резервная группа электромеханических приборов отсутствует. Член экипажа, размещенный в передней кабине, получил также возможность пользоваться нашлемным прицелом-индикатором.

ВООРУЖЕНИЕ. На девяти узлах внешней подвески возможно размещение свободнопадающих авиабомб калибром 250 или 500 кг, КАБ-500, УР класса воздух-поврхность Х-25МЛ (на экспорт-ном варианте допускается подвеска ракет АСМ-65 "Мейврик"), блоки с НАР.

Вооружение класса воздух-воздух включает ракеты ближнего боя с ТГС Р-73 (на экспортном варианте также АIМ-9L "Сайдуиндер" или "Мажик"2) и ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ.

На подфюзеляжном узле подвески возможно размещение подвесной пушечной установки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. В 1991 г. по тактико-техническим требованиям ВВС в рамках новой "двухтактной" схемы подготовки летчиков фронтовой авиации (первый "такт" - профессиональный отбор и подготовка на поршневом самолете первоначального обучения, второй "такт" - основная подготовка на реактивном дозвуковом учебно-тренировочном самолете) началась разработка УТС Як-130.

Работы велись в рамках конкурса, в котором на первом этапе участвовали, также, фирмы Мясищева (проект М-200). Сухого (сверхзвуковой однодвигательный С.54) и Микояна (МиГ-АТ).

Проект Як-130 отличался совершенной аэродинамикой и высокой (порядка 0,85) тяговооруженностью. Силовая установка Як-130 включала два российско-словацких двигателя РД-35 (на базе словацкого Поважске Строярне DV-2S) тягой по 2200 кгс, создаваемого в рамках российско-словацкого межправительственного соглашения.

Принципиальным отличием нового УТС от предшественников являлась т.н. "стеклянная кабина" - информационно-управляющее поле, построенное с использованием многофункциональных экранных индикаторов. Подобные кабины должны были стать непременным атрибутом модернизированных самолетов поколения "4+".

В 1994-95 гг. завершила работу первая конкурсная комиссия, отдавшая предпочтение самолетам Як-130 и МиГ-АТ. Летно-демонстрационный самолет Як-1ЗОД впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 г. В ходе испытаний он показал высокие летные характеристики, в частности - способность выполнять управляемый полет с углом атаки, равным 42 град., что является сегодня своеобразным мировым рекордом для самолетов данного класса.

1-й этап летных испытаний Як-130 был завершен к 2000 году с поло жительной оценкой, данной ГЛИЦ ВВС РФ. Як-130 с самого начала был ориентирован не только на потребности отечественных ВВС, но и на экспортный рынок. Он стал первым действительно удачным примером сотрудничества России в области разработки летательных аппаратов с зарубежными странами. С 1993 года работы по этой программе велись совместно с известной итальянской фирмой Азромакки, имеющей большой опыт в области создания УТС.

Полеты по программе летных испытаний проводились как в Ахтубинске, так и в итальянском испытательном центре Венегоно под Миланом. Опытно-демонстрационный Як-1ЗОД в общей сложности более 350 раз поднимался в воздух. В полетах принимали участия не только летчики ВВС, а также авиационной промышленности России и Италии, но и представители других государств, являющихся потенциальными покупателями Як-130, в частности - индусы и словаки.

После завершения первого зтапа работ согласно контракта между ФГУП "Промэкспорт" и Аэромакки документация по "базовому" варианту планера самолета была передана итальянской фирме: дальнейшие совместные работы были малопродуктивны или попросту невозможны из-за больших различий между отечественными нормами и соответствующими документами НАТО.

Основываясь на имеющемся заделе, итальянцы 25 июля 2000 года приступили к созданию собственного варианта Як-130, получившего обозначение Аэромакки М346 и полностью соответствующего НАТОвским стандартам. Одновременно для российских ВВС в рамках программы "УТС ФА" (учебно-тренировочный самолет Фронтовой Авиации) началась работа по созданию учебно-боевого самолета Як-130.

Весной 2002 года ВВС официально признали Як-130 победителем тендера на перспективный учебно-боевой самолет.

Отличия носовой части
Як-130-демонстратора
от предсерийного Як-130
выпуска Горьковского авиазавода
Дорабатываемый в соответствии с дополнительными требованиями российских Военно-Воздушных Сил, Як-130 должен эффективно решать не только учебные, но и боевые задачи. Это определило ряд конструкционных изменений, внесенных в машину. Несколько изменилась конфигурация планера.

Як-130 получил девять узлов внешней подвески и значительную часть номенклатуры средств поражения фронтовой авиации. Важной особенностью учебно-боевой машины должно стать наличие на ее борту многофункциональной радиолокационной станции, способной "работать" как по воздушным, так и по наземным целям. Маловысотную круглосуточную навигацию и применение высокоточного оружия по наземным целям должен обеспечивать контейнер с оптиколокационной (в том числе и тепловизионной) апаратурой, размещенный на подфюзеляжном узле внешней подвески.

В отличие от "классических" штурмовиков тина Су-25 и А-10 - самолетов поля боя, способных "работать" над линией фронта в условиях мощного огневого противодействия, УБС Як-130 создается для несколько иной тактики боевого применения. Образно говоря, он должен не держать удар, а уклоняться от него, поражая при этом противника в наиболее "чувствительные места" с высокой точностью. Это стало возможным благодаря развитию средств разведки, управления и передачи информации.

Получая от них информацию в реальном масштабе времени (в том числе и видовую) с точной географической привязкой целей, наложенную на информацию о тактической обстановке (позиции своих войск и войск противника, зоны досягаемости выявленных средств ПВО и т.ч.), летчик сможет выбрать оптимальный маршрут подхода к цели, поражая ее с высокой точностью (что особенно важно в условиях локальных конфликтов, когда боевые действия ведутся, зачастую, в густонаселенных районах, среди гражданского населения) и избегая контакта со средствами ПВО.

Защита от огня противника обеспечивается за счет установки накладной брони из материала типа кевлар в районе отсека силовой установки, закабин-ного отсека и кабины летчиков. Такая броня способна предохранить от осколков, а также пуль, выпущенных из легкого стрелкового оружия.

В настоящее время на Нижегородском авиационном производственном объединении "Сокол" ведутся работы по постройке первых двух предсерийных УБС Як-130, К завершению государственных испытаний, которое намечено на 2005 год, должно летать уже 10 Як-130 опытной серии. Предполагается, что эти самолеты будут переданы для проведения войсковых испытаний в Краснодарский авиационный институт ВВС. Выкатка первого предсерийного самолета состоялась 30 мая 2003 г.

Не исключено, что ОКБ А.С.Яковлева, НПО "Салют" и Нижегородское авиастроительное предприятие "Сокол" сумеют изыскать средства для постройки к 2005 году еще семи самолетов Як-130 для передачи их одной из российских пилотажных групп (например, "Небесным гусарам").

Предполагается, что в 2008-2010 гг. новый УБС начнет поступать в Военно-воздушные силы.


Владимир ИЛЬИН



на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68