о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




«Воздушный транспорт», №38, сентябрь, 2003 год.

«Яковлев» прорывается на мировой рынок.

За прошедшие два года ОКБ им. А. С. Яковлева сделало гигантский рывок вперед. Достаточно сказать, что в настоящее время ОКБ одновременно работает почти по 20 программам. О том, что дела пошли на лад, наглядно свидетельствовал прекрасно оформленный cтeнд яковлевцев на МАКСе, возле которого постоянно толпились участники и гости салона.

Стоит вспомнить 45-й салон в Ле Бурже, на котором честь великой авиационной державы, убоявшейся привезти натурные экспонаты из-за происков фирмы Noga, поддержало лишь яковлевское ОКБ. Оно решило-таки рискнуть и выиграло, сделав своим самолетам Як-130 и Як-54 совсем неплохую рекламу.

Разнообразна и палитра представленных самолетов. Это учебно-боевой самолет Як-130 и его модификации, легкие самолеты Як-52М, Як-152, Як-54, Як-112, Як-58, Як-18Т. Для замены Як-40 ОКБ участвут в продлении его срока служ-бы, ремонте и модернизации на заводах в Быково и Минске и переделке в административный вариант с дальностью полета до 2500 км - проектируется семейство регионально-административных самолетов Як-48 с высокой степенью унификации, едиными планером, силовой установкой, БРЭО и системами. Это семейство включает в себя региональные самолеты на 33, 42 и 51 пассажира с дальностью полета до 3500 км и административные - до 6800 км. ОКБ занимается также модернизацией Як-42, устанавливая современные экономичные двигатели Д-436Т с тягой 7500 кгс вместо Д-36 и предлагая варианты на 90 и 120 мест и различные VIP-салоны.

Завершается первый этап госиспытаний обновленного комплекса "Строй-П" с модернизированным дистанционно-пилотажным летательным аппаратом "Пчела-1" - единственным российским ДПЛА, принимавшим участие в боевых действиях, серийное производство которого начнется в будущем году. Продолжается проработка комплексов с ДПЛА "Эксперт" двойного назначения - военного и гражданского и других.

Успешно работает "Яковлев" в совместных проектах. Большой объем работ предусмотрен по проекту истребителя пятого поколения, где головным разработчиком выступает ОКБ "Сухого", а яковлевское ОКБ - одним из головных исполнителей.

Участвуют яковлевцы и в разработке регионального RRJ совместно с "Сухим", "Ильюшиным" и Boeing, который создается в рамках федеральной программы развития гражданской авиатехники до 2015 года.

В конце июля были подведены итоги тендера на проект ближне-среднемагистрального самолета, проводимого "Росавиакосмосом". Лучшей была признана совместная программа "Ильюшина" и "Яковлева" при участии НПК "Иркут" и лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко". В перспективе МС-21 должны заменить устаревающие Ту-154. Этот проект, - рассказал главный конструктор ОКБ гражданским самолетам Алексей Рахимбаев, также осуществляется в рамках федеральной целевой программы. В настоящее время идет подготовка государственного контракта на эскизный проект и макет МС-21. Первой стадией на самолете предполагается установить двигатель западного производства - вероятно, самый популярный в мире двигатель CFM56-7B26. В дальнейшем же самолет будет оснащаться двигателями отечественного производства.

Семейство этого ближне-, среднемагистрального самолета предназначается для перевозки от 132 до 174 пассажиров по маршрутам протяженностью до 5500 км с крейсерской скоростью 850 км/ч. Участники проекта предполагают, что эта машина будет сертифицирована как по российским нормам, так и по стандартам FAR и JAR. В проект закладывается ресурс 60 тыс. летных часов и не менее 30 тыс. посадок. Начать серийное производство предполагается в 2009 году.

Концепция создания МС-21 предусматривает использование научно-технического задела по самолету Як-242, макет и эскизный проект которого были успешно защищены на комиссиях авиапрома. Предусмотрена также высокая степень унификации с разрабатываемым многоцелевым транспортным самолетом Ил-214 по силовой установке, БРЭО и системам.

Александр Рубцов, гендиректор ИФК, которая организовывала внебюджетное финансирование программы, считает, что этот сегмент сегодня наиболее востребован на мировом рынке, в чем убеждают огромные объемы перевозок, выполняемых на "737" и семействе А320. По мнению Александра Рубцова, в течение 20-30 лет потребуется примерно 4,5 тыс. таких машин, из них около 600 самолетов будут реализованы в России.

Прорубили окно в Европу

Яковлевцы первыми из российских КБ получили опыт совместной разработки самолетов с зарубежными фирмами. Сначала это было создание самолета административного класса Galaxy с израильской фирмой IAI. Машина оказалась настолько удачной, что недавно самолет перекупила известная американская фирма Gulfstream Aircraft, переименовав его в Gulfstream 200.

В сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi создавался и Як/АЕМ-130. На прошлом салоне в Ле Бурже итальянская фирма представила эту машину как М346, предлагая ее в качестве единого европейского учебно-тренировочного самолета "Евротрейнер". Объяснялось все достаточно просто: в соответствии с российско-итальянским межправительственным соглашением часть российского долга была обменена на полный комплект конструкторской документации на Як-130, который таким образом получил итальянское "гражданство". Однако яковлевцы собственными силами продолжили разработку "сто тридцатого", в результате чего он обладает уникальными летно-техническими характеристиками и обеспечивает повышение боевой эффективности ВВС при существенном сокращении затрат на эксплуатацию. Неудивительно, что именно эту машину выбрало Минобороны РФ в качестве базового учебно-боевого самолета, подписав контракт на изготовление опытной партии в 2003-2004 годах. На Нижегородском заводе "Сокол" в мае был построен первый серийный самолет, в ноябре состоится его первый полет, a в 2005 году самолет поступит на вооружение.

Этот самолет предназначен не только для подготовки военных летчиков, но и для участия в боевых действиях с подвеской до 3000 кг вооружения. Один из вариантов боевого применения Як-130 заключается в комбинации с ДПЛА "Пчела" для разведывательных целей и наведения на них.

Многообещающей выглядит совместная разработка сверхзвукового УТС для ВВС Китая, которую "Яковлев" осуществляет с китайской авиастроительной корпорацией AVIC-II. На МАКСе в ходе переговоров с китайскими партнерами было решено продолжить работы по УТС, а также рассмотреть возможность сотрудничества и по другим проектам - учебно-боевой самолет, ближнемагистральный лайнер на 116-174 места, самолет общего назначения и ДПЛА. Для этого намечено создание совместного рабочего комитета из ведущих специалистов обеих фирм.

Як-54 идет нарасхват

На протяжении всех 76 лет своего существования ОКБ им. Яковлева занимается легкими самолетами и ровно 70 лет - учебно-тренировочными, которых построено примерно 25 тыс. машин. И ОКБ остается верно своим "фирменным" программам.

На МАКСе "Яковлев" и германская фирма Kaiser Flugzeugbau подписали соглашение о сотрудничестве по реализации программ легких самолетов Як-54 и Як-112.

Как рассказал заместитель гендиректора ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" Аркадий Гуртовой, после того, как в ноябре прошлого года Як-54 получил сертификат типа у Авиарегистра МАКа, интерес к этому самолету за рубежом возрос. Тем более, что контракт на три машины уже заключен с Минобороны для ВВС России, появится двухместный Як-54 и в авиаклубах. Для дальнейшего продвижения на международный рынок требуется сертификация самолета по западным нормам годности, в частности, по нормам FAR-23. Именно с этой целью яковлевцы решили объединить усилия с германской фирмой.

Совместная работа будет состоять из нескольких этапов. На первом этапе предусмотрена сертификация в авиарегистрах Германии и Польши. На втором этапе Як-54 будет модернизирован для его лучшей адаптации к европейскому рынку: замена существующего металлического крыла на крыло композитной конструкции для увеличения объема продаж, прежде всего в Польше и Германии. На третьем этапе намечено наладить окончательную сборку в Германии, куда машины будут поставляться в "зеленом" виде. И наконец, организация полного производства самолета совместно с фирмой Kaiser и продажа его на европейском рынке. Причем совместная работа будет вестись, как можно заметить, не только в плане производства и маркетинга, но и по модернизации самолета, чтобы обеспечить массовые продажи.

ОКБ предоставит партнеру техническую документацию, обеспечит проведение сертификации самолетов и конструкторское сопровождение работ. Германская фирма взяла на себя финансирование работ по сертификации и модернизации Як-54 и Як-112 и будет отвечать за организацию их производства в Польше и Германии. Маркетинг и продажи самолетов стороны планируют осуществлять совместно.

Что касается четырехместного самолета Як-112, то на нем будет установлен дизельный двигатель Thielert (Германия).

Директор фирмы Йорг Кайзер, очень довольный подписанным соглашением, пообещал приложить все усилия для того, чтобы этот проект был успешно доведен до конца, с тем, чтобы представить эти самолеты на рынках Германии и Польши.

Kaiser Flugzeugbau - это небольшая компания, в которой работают около 30 человек, специализируется на сертификации и производстве легких самолетов. Впервые фирма представила свой самолет на авиационной выставке ILA в 1989 году, затем спроектировала новый биплан и сейчас занимается доработкой этой машины. Кроме того, фирма производит сверхлегкие самолеты, которые предназначены для начинающих пилотов и очень доступны по цене. Более восьми лет немецкая фирма тесно сотрудничает с Польшей, и потому было бы предпочтительнее организовать производство на базе польского завода и поставлять самолеты высокого качества и по очень низким ценам. После завершения работ по Як-54 можно было бы приступить к работе над акробатическим самолетом, который удовлетворил бы запросы самого взыскательного клиента.

Главный конструктор Як-54 Дмитрий Драч рассказал, что производство этого цельнометаллического самолета освоено на Саратовском авиазаводе и уже выпущено 16 машин. Пять Як-54 летают в США, где его признали лучшим самолетом в своем классе, по одному - в Австралии и Италии, готовится контракт с Францией и Англией.

На вопрос, чем привлек его Як-54, г-н Кайзер ответил, что этот самолет уже сертифицирован в России, имеет хорошие летные характеристики, приемлем по стоимости и вдобавок у него подходящий двигатель М-14Х мощностью 360 л. с. (а возможно установить М-14ПФ мощностью 400 л.с.). Ну и конечно, одно то, что машина разработана в ОКБ Яковлева, говорит о многом. Но самое главное, такой самолет сегодня востребован рынком - по расчетам фирмы, только в Польше и Германии можно ежегодно продавать от 10 до 15 Як-54. Заинтересуются им и в других странах, ведь на таком самолете вполне можно стать чемпионом мира по пилотажному спорту. Неплохие перспективы на зарубежном рынке и у Як-112.

Замена крыла на композитное, пояснил г-н Кайзер, снизит вес самолета, сделает его более прочным и маневренным.

Судя по всему, Як-54 идет сегодня нарасхват. На салоне в Ле Бурже французская фирма "Инглес" заключила контракт на покупку четырех машин, предназначенных для первой в мире женской пилотажной группы. Ну а на МАКСе "Яковлев" подписал меморандум с литовской компанией Termicas о совместном продвижении этого самолета на внешний рынок, в первую очередь - европейский.

...По существу второе рождение получил легкий многоцелевой самолет общего назначения Як-58. Работы по этой машине были Заморожены в 1997 году по причине недостаточного финансирования и общей неблагоприятной экономической ситуации в России. И лишь в начале нынешнего года инициативная группа АЛАКОН (Казахстан) при участии "Яковлева" и американской компании Lucas Marketing Project объединились с целью возрождения программы и доведения ее до коммерческого успеха. Создается АО "Як-АЛАКОН" для координации предстоящих работ, найден инвестор, а американцы создают дистрибьюторскую сеть в США и Канаде. ОКБ приступило к восстановлению летной годности прототипов Як-58 для возобновления их испытаний и последующей сертификации. Предполагается, что серийное производство этого шестиместного самолета будет подготовлено на авиазаводе в Смоленске.

Игорь ГРИГОРЬЕВ



на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68