о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
публикации о компаниипубликациистатьи

статьи

статьи
интервью
книги




«Мир авионики», №5, 2003 год.

Новейший самолёт российских ВВС.

В. ДРУШЛЯКОВ специально для журнала «Мир авионики»

Важное событие в жизни российских ВВС произошло 30 мая 2003 года. На аэродроме авиационного завода "Сокол" (г. Нижний Новгород) состоялся демонстрационный показ первого серийного образца учебно-боевого самолета (УБС) Як-130, который начнет выполнять программы летных испытаний в ноябре 2003 года. Впервые за последнее десятилетие, а точнее - после 1991 года, российские ВВС получили новейшую серийную машину. Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник Владимир Михайлов принял личное участие в этом знаменательном событии. Главком пробыл в кабине Як-130 длительное время, внимательно изучая состав оборудования, соответствующего самому передовому уровню в мире.

Отвечая на вопросы представителей прессы, Владимир Михайлов заявил: "Як-130 - прекрасная машина, которую так ждали, при скромном финансировании мы смогли запустить серийное производство в 2002 году, на стапелях находится еще три самолета. В 2005-м у нас будет уже одна эскадрилья Як-130, а всего планируется построить для наших ВВС более 200 машин - это наша потребность".

Работы по программе создания легкого реактивного учебно-боевого самолета Як-130 ведутся в соответствии с государственным контрактом, подписанным ОКБ имени А.С. Яковлева с МО РФ, которое определило Як-130 как базовый учебно-боевой самолет для ВВС России. В 2003-2004 гг. планируется изготовить опытную партию из четырех Як-130, которая поступит в опытную эксплуатацию в Краснодарское авиационное училище. В конце 2003 года будет построен экземпляр самолета для статических испытаний. Программу летной отработки планируется завершить в 2004-2005 гг, а с 2005 года начнутся поставки УБС в ВВС и заказчикам.

Как известно, с начала 60-х годов основным учебно-тренировочным самолетом (УТС) для советских ВВС стал Л-29 чехословацкой разработки, который победил в конкурсе Варшавского договора советский Як-30 и польский TS-11 "Искра" - решение в пользу социалистической интеграции. Польша стала самостоятельно строить свой самолет и приняла на вооружение, а советский Як-30 с выдающимися характеристиками остался в истории. В 70-х годах на смену Л-29 пришел Л-39, но и он уже перестал отвечать требованиям подготовки пилотов для истребителей 4-го и 5-го поколения. В этих условиях МО РФ объявило в 1991 году о проведении конкурса на создание нового отечественного УТС, предназначенного для подготовки летчиков для истребителей нового поколения.

В конкурсе приняли участие фирмы Сухого (С-54), Мясищева (М-200), Микояна (МиГ-АТ) и Яковлева (Як-130). Конструкторы ОКБ имени Яковлева сде лали ставку на универсальность и модифицируемость, что обеспечивало подготовку на одном УТС пилотов для любых самолетов; соответствие летно-техническим характеристикам (ЛТХ) современных и перспективных самолетов; адаптируемость к требованиям ВВС разных стран; уменьшение трудозатрат на обслуживание не менее чем в два раза; приемлемые стоимостные показатели и быструю модификацию в полноценные боевые варианты. К тому же, по сравнению с конкурентами яковлевцы имели неоспоримое преимущество - богатейший опыт проектирования УТС начиная с 30-х годов.

Новый УТС получил важную особенность - перепрограммируемую цифровую многоканальную систему дистанционного управления, позволяющую в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости Як-130 в зависимости от имитируемого самолета.

Проект Як-130 отличала совершенная аэродинамика и высокая тяговооружен-ность - 0,85. Силовая установка первоначально включала в себя два словацких двигателя DV-2S, тягой по 2200 кгс, однако на серийных самолетах устанавливаются экономичные ТРДД АИ-225-2,5 с тягой по 2500 кгс, совместной российско-украинской разработки - "Мотор Сич" и ЗМКБ "Прогресс" (Украина) и ММЗ "Салют" (Россия), Экспортный вариант Як-130 может быть оснащен усовершенствованным двигателем DV-2SM. Ресурс планера рассчитан на 10 000 часов налета и 30 лет календарного срока с возможностью продления до 15 000 часов.

В апреле 1996 года был построен и поднят в воздух опытный самолет де монстратор Як-130Д. К настоящему времени он выполнил более 450 испытательных полетов. Подтвердив заявленные характеристики и даже превы сив их, самолет устойчиво выполнял управляемый полет с углом атаки 45 градусов, что явилось своеобразным мировым рекордом для летательных аппаратов данного типа.

Простота конструкции, высокая надежность, полная автономность машины, а также высокая эксплуатационная тех нелогичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими ЛТХ обеспечивают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки. Новый самолет способен выполнять полеты на режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, как отечественным, так и зарубежным.

Заложенный в новый самолет потенциал позволяет создать, в соответствии с дополнительными требованиями ВВС, учебно-боевой и ударный варианты Як-130.

Увеличение количества крыльевых точек подвески до 8 обеспечило возможность разместить боевую нагрузку массой до 3000 кг. Контейнер с оптико-электронной системой "Платан", размещенный на девятой точке подвески под фюзеляжем, обеспечивает применение управляемого оружия "воздух-земля". Варианты вооружения Як-130 включают в себя управляемое и неуправляемое оружие классов "воздух-земля" и "воздух-воздух", подвесные топливные баки (ПТБ), контейнеры с разведывательным оборудованием, средствами радио электронного и ИК противодействия.

Разработанный Санкт-Петербургским "ОКБ Электроавтоматика" интегрированный комплекс бортового радиоэлект ронного оборудования Як-130 с открытой архитектурой включает в себя две ЦВМ и трехканальную систему мультиплексного информационного обмена. Имеется приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/НАВСТАР. На серийных самолетах будут устанавливаться БРЛС, способные одновременно сопровождать 8 целей и обеспечивать стрельбу по 4 из них.

Современное информационно-управ ляющее поле каждой кабины сформировано с использованием трех цветных жидкокристаллических индикаторов МФЦИ форматом 6 x 8 дюймов, многофункционального пульта управления летчик в передней кабине имеет ИЛС и нашлемную систему целеуказания. Система ввода информации (СВИ) обеспечи-вает автоматизированный ввод летного задания и учебно-тренировочных упражнений.

Часть серийных самолетов будет оснащаться штангой топливоприемника для обучения строевых летчиков дозаправке топливом в полете. Кабина оснащена высокоэффективными, доказавшими свою надежность катапультными креслами К-36ЛТ 3,5 производства НПО "Звезда".

Дальнейшее развитие Як-130 - одноместный легкий ударный самолет (ЛУС) Як-131, унифицированный с основным вариантом на 90-95%. Радиус действия боевого варианта возрастет до 1000 км Самолет будет иметь встроенную 30 мм пушку. Средства поражения дополнятся ракетами "Вихрь" с лазерно-лучевой системой управления.

ОКБ имени Яковлева активизирует работу на внешнем рынке, новый УБС демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже в июне этого года. Маркетинговая программа осуществляется совместно с "Рособоронэкспортом". Успеху нового УБС будет также способствовать соглашение, подписанное между АВПК"Сухой" и ОКБ имени Яковлева о совместном продвижении на международном рынке самолетов марки "Су" и "Як". Это предусматривает формирование пакетных предложений для иностранных заказчиков. Открытая архитектура позволяет интегрировать в состав вооружения Як 130 УР западного производства.



на все статьи
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68